Образовательные стандарты
МАОУ СОШ №1 города Когалыма осуществляет работу по следующим образовательным стандартам:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
- Федеральные государственные образовательные стандарты среднего общего образования
- Федеральные государственные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья
- Другие образовательные стандарты в МАОУ СОШ №1 не реализуются.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Что это такое? Стандарт (от англ. standard — норма, образец) в широком смысле слова — модель, принимаемая за исходную. Стандарт в Российской Федерации — документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту. Образовательный стандарт устанавливает ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения. В настоящее время утверждены два стандарта – ФГОС начального общего образования (1–4-е классы) и ФГОС основного общего образования (5–9-е классы). Проект ФГОС среднего (полного) общего образования (10–11-е классы) находится на стадии рассмотрения.
Далее мы предлагаем вам сравнить некоторые ключевые моменты старых и новых стандартов, чтобы вы могли получить представление о том, как это было раньше и как это будет теперь, в новой школе.
Учитель, работающий по старым стандартам, всегда держит дистанцию с учениками: его роль сводится лишь к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, насколько точно дети его выучили. Теперь учитель - одновременно и играющий тренер, и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.
Раньше родители не могли влиять на содержание учебных программ. Новые стандарты дают школам право самостоятельно формировать учебную программу на основе примерного учебного плана, учитывая и пожелания родителей.
Раньше азы компьютерного набора детям приходилось осваивать вне школы. Все письменные работы в классе они выполняли только от руки. По новым ФГОСам уже в 1-ом классе наряду с традиционным чистописанием школьники учатся клавиатурному набору текста.
В старой школе выполнение практических заданий по теме ограничивалось только лабораторными работами. Ни о каких учебных проектах в школьной программе не было и речи. В новой школе, уже начиная с 1-го класса, ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных учебных проектов.
В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность». После уроков большинство детей были предоставлены сами себе. В новых ФГОСах для внеурочной деятельности отведено целых 10 часов в неделю. Дети сами выбирают, чем хотят заниматься в это время – посещать творческие кружки и спортивные секции или участвовать в научных исследованиях.
По старым стандартам роль техники сводилась к минимуму. Компьютеры использовались только на уроках информатики. В новой школе дети с первого класса учатся применять полученные знания на практике. И в этом им помогает современная техника – компьютеры, интерактивные доски, ресурсы Интернета, фотоаппараты и видеокамеры.
В старой школе использование игры на уроке было минимальным. Весь процесс обучения, как правило, сводился к заучиванию правил. В новых ФГОСах играм отводится не меньшая роль, чем остальным формам обучения. Особенно это касается начальной школы, где вчерашние дошколята только начинают осваивать новые знания и навыки. Познание через игру – вот один из главных принципов новой начальной школы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВВЕДЕНИЕ ФГОС
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года"
- Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03-255 "О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования" (вместе с "Положением о Координационном совете")
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 N 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам"
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 08.06.2015) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО, СОО"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «ФГОС среднего (полного) общего образования»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
- Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2018-2019 учебном году
- Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 24.03.2015 №345 «Об утверждении плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ:
ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ: